Администрирование
Главная      Почтовая Форма      Подготовить для печати
Сайт учителя
русского языка и литературы
Левиной Елены Юрьевны
 

Элективы, разработанные и проводимые мною.

1 . Словесная живопись – 9 класс

Подробнее...

В различных языковых стилях, особенно в художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи, широко используются языковые средства. Усиление выразительности речи достигается различными средствами, в первую очередь использованием тропов. Образность речи придают и особые синтаксические построения - так называемые стилистические фигуры.

    В последнее время отмечается, насколько обеднела речь современного человека. Она потеряла образные сравнения, поэтические определения, необычные метафоры. Умение сделать речь оригинальной, экспрессивной убедительно свидетельствует о высокой культуре. Поэтому каждый человек должен стремиться повышать уровень своей речевой культуры и воспитывать речевой вкус.

     Изобразительные средства языка изучаются в школьной программе, однако знанием «секретов» учащиеся не могут похвалиться. Но редко именно стилистические недочеты в сочинениях становятся главной причиной низких оценок. Не только филологи, но и будущие математики, физики, экономисты, юристы обязательно сдают письменный экзамен по русскому языку и литературе, т.е. пишут сочинение. Поэтому знания, полученные в профиле, помогут учащимся успешно сдать не только выпускной экзамен за курс основной школы, но и вступительный в институт, какой бы факультет они ни предпочли бы.

     Программа  курса наряду с известными тропами (эпитеты, метафоры, сравнения) включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах (оксюморон, парцелляция, синекдоха). Программой предусмотрено изучение основных видов тропов и стилистических фигур. На практических занятиях большое внимание уделяется анализу художественных текстов. Чтобы заинтересовать учащихся, предлагаются задания из книг Арсирия  А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку». Так же поможет  в написании творческих работ с использованием изобразительных средств и такая форма работы, как семинар.

   Электив-9 «Словесная живопись» позволит учащимся оценить свои потребности и возможности при выборе гуманитарного профиля.

   Цель занятия – научить учащихся правильно использовать лексические богатства русского языка и специальные выразительные средства синтаксиса. 

    Основными задачами являются:

 - расширение знаний об изобразительно-выразительных средствах языка;

 - закрепление и отработка умений и навыков, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;

 - подготовка к написанию творческих работ. 

   Для достижения поставленных целей в программе предусмотрены различные виды деятельности (анализ текстов, написание творческих работ, тестирование, редактирование, викторины, кроссворды), выбираются четко продуманные методические рекомендации, используются высокохудожественные тексты, богатые изобразительными средствами. Электив рассчитан на 9 часов.

2. Культура Древней Руси – 9 – 11 класс

Подробнее...

Программа  рассчитана на 17 часов. Данный курс предлагает учащимся не только изучение  литературы этого периода, но и знакомит их с иконописью, зодчеством, прикладным искусством.

         Принцип изложения материала историко-хронологический, учитывающий этапы развития древней культуры в исторической последовательности, ориентирующий учащихся на соотнесенность её периодов с русской историей. Древняя культура наделена высокими нравственными началами, она прославляет идеалы духовной красоты человека, идеалы подвижничества, богатырства и величия Русской земли. Это могучий источник нравственного воспитания, вселяющий чувство гордости, веры в созидательные силы народа.

В программе выделяются три темы.     Первый урок вводный. Он знакомит учащихся с задачами курса, с историей возникновения письменности на Руси, с просветителями Кириллом и Мефодием.

         Следующая тема «Особенности развития культуры древнего государства 10 – 15 веков» разбита на три  раздела:

         - « Киевская Русь»;

         -«Владимиро-Суздальская твердыня»;

         -«Русь периода феодальной раздробленности»;

На уроках по изучению этой темы учащиеся погружаются в эпоху правления русских князей, знакомятся с основными жанрами древнерусской литературы (жития, хождения, слово), с белокаменным великолепием (зодчеством) -  Успенский, Софийский, Дмитриевский соборы,  с иконописью Феофана Грека, Андрея Рублева, с художественным ремеслом.

         Последняя тема «Культура русского государства периода укрепления 15 -17 века» знакомит с развитием жанра сатиры (Повесть о Горе-Злосчастье), с Московской школой зодчества.

         Цели и задачи курса: расширить кругозор учащихся, развить навыки исследовательской работы, повысить интерес к историческому прошлому нашей страны. Изучение культуры Древней Руси дает уникальные возможности для воспитания нравственных и духовных качеств личности ученика. Ведь одна из главных черт нравственности – память о прошлом. Изучение курса воспитывает эстетический вкус, расширяет мировоззрение. На уроках ученики увидят величественную красоту Древней Руси, услышат мудрые мысли наших предков, узнают о значительных личностях, вошедших в историю человеческой культуры.

         Программа элективного курса имеет и практическую направленность: развитие разговорной и письменной речи, повышение уровня начитанности, развитие навыков творческой деятельности.

         Организуя собственный процесс познания, учащиеся самостоятельно овладевают такими качествами, как инициативность, гибкость, мобильность, что важно для развития их готовности принимать решения, делать обобщения, практически мыслить.

          В программе реализуется идея межпредметных связей с историей Отечества, изобразительным искусством, литературой, музыкой, поэтому важно активизировать знания учащихся, полученные ими при изучении названных предметов. Формы и методы проведения уроков могут быть самыми разнообразными. Это и лекции учителя, на которой следует обращать больше внимания на художественные тексты, наглядные материалы, и уроки в форме устных журналов, и выступления учащихся на указанную тему.

          Но, учитывая специфику преподаваемого предмета,важно вовлечь учащихся в процесс самостоятельной работы, конечным результатом которого является самостоятельная творческая работа. Это могут быть и рефераты, и сочинения – эссе, и подборка иллюстративного материала по определенной теме, и создание стихотворения, и урок – погружение в эпоху, и ролевые игры.

         Базовым пособием курса являются хрестоматия «Древнерусская литература». Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Состовитель О.В.Творогов. Москва «Просвещение» 1998 год и Книга для чтения «Искусство Древней Руси» под редакцией Л.Любимова. Москва «Просвещение» 1981 год.

 

         По окончании изучения курса учащиеся должны

 

знать: - основные жанры и темы древнерусской литературы;

             - наиболее значимые памятники зодчества, иконописи;

             - основные виды прикладного искусства;

             - деяния русских князей;

             - некоторую устаревшую лексику.

уметь: - создать творческую работу;

             - самостоятельно работать с историческими источниками;

             - сравнивать творчество мастеров Древней Руси в области   

               литературы, иконописи, зодчества;

             - вести обсуждение проблемы, аргументированно отстаивая

               свою позицию.

3. Речевая коммуникация и ее виды – 10 класс

Скачать прикрепленный файл

4. Стили речи 10 класс

Подробнее...

   Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной,воздействующей речи в устной и письменной форме.

   Задачи:

-         освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров(отзыв,аннотации, реферат,выступление доклад)

-         осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

-         овладеть различными видами монолога(повествование,описание, рассуждение) и диалога(побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-         свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста(логичность,последовательность, связность,соответствие теме);

-         адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному.

  Теоретической основой формирования коммуникативных умений  является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

  Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных старшеклассниками сообщений, выступлений, докладов по определённой теме. Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно (но,разумеется, под руководством учителя)и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания:выбор темы и обдумывание основной мысли; сбор литературы по теме и её анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передачи мысли в письменной речи(реферат) и устной речи(выступление, доклад).

   Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта,поиски уместных цитат из разных источников способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде.

    Таким образом,элективный предмет должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными технологиями. Предмет рассчитан на 68 часов.

5.Редактирование – 11 класс

Подробнее...

    В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), от знания приемов речевого воздействия. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

    Элективный предмет «Редактирование» познакомит десятиклассников с работой редактора. Редактирование, т.е. приведение в порядок, совершенствование авторской рукописи, не может протекать механически, на основе заранее заготовленных рецептов и схем. Это творческий процесс, в котором литературная, художественная стороны нерасчленимо связаны между собой.

   Требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи, может быть выполнено только при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики.

   Огромное богатство русской лексики, разнообразие конструкций грамматического строя русского языка создают самые благоприятные условия для вариантного выбора языковых средств в зависимости от содержания текста, его общей стилистической направленности, жанра и формы высказывания.

   Десятиклассникам в течение двух лет приходится выполнять письменные творческие работы. В одиннадцатом классе каждый из них пишет экзаменационную работу по литературе, некоторые выполняют задание «С» по русскому языку ЕГЭ.

   На помощь учащимся приходит элективный предмет «Редактирование».

   Цель предмета – познакомить учащихся с особенностями профессии редактора, сосредоточить внимание учащихся на практической стороне литературного редактирования и показать на конкретных примерах работу редактора.

   Добиться поставленной цели поможет реализация задач:

¾      изучить типологии речевых ошибок;

¾      научить будущих редакторов и журналистов стилистическому анализу языка;

¾      привить учащимся навыки стилистической правки;

¾      выработать лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной русской речи и нетерпимость к порче языка.

  Учащиеся научатся разбираться в  тонкостях смысловых и стилистических оттенков, содержащихся в конкретном тексте, в некоторых общих тенденциях развития русского литературного языка. Лучшим критерием нормы является  литературная практика писателей-классиков. Используемые на занятиях примеры из произведений различных языковых стилей позволят свести к минимуму «вкусовой подход» к фактам литературной речи.

   Программа предусматривает изучение правил словоупотребления, критерии  выбора грамматической формы существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов. Большое внимание уделяется согласованию сказуемого с подлежащим, управлению. Изучаются ошибки в сочетаниях однородных членов, в сложных предложениях, в параллельных синтаксических конструкциях. Предложенные темы изучаются не с точки зрения пунктуации, как это требует школьная программа, а рассматриваются ошибки в использовании синтаксических конструкций и в выборе грамматической формы.

   Для достижения поставленной цели в программе предусмотрены различные виды деятельности (стилистический анализ, лабораторные работы, редактирование текстов, тестирование, КВНы, викторины, деловые игры, конференции).

   Знания, полученные в профиле, помогут десятиклассникам сориентироваться на рынке труда. Учащиеся, познакомившись с азами работы редактора, смогут продолжить обучение в Московском государственном университете печати (МГУП) на факультете издательское дело и редактирование. Электив рассчитан на 58 часов.

6. Занимательный русский язык – 10 класс

Скачать

7. Загадочный синтаксис – 11 класс

Скачать

©2008, Левина Е.Ю.
г. Борисоглебск